Ближний Восток Россия и постсоветское пространство

Проблема «Потоков».

Печать

Российский газ может идти потребителям разными маршрутами.

27 сентября на сайте Кремля появилось краткое сообщение об очередном телефонном разговоре президента России Владимира Путина с премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым. В пресс-релизе сообщается, что в беседе руководителей двух стран, которая была инициирована болгарской стороной, «обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и энергетической сферах». В беседе были также затронуты «некоторые вопросы международной повестки дня». Скажем прямо, не очень много.

Что кается болгарской стороны, то она была более подробна. По информации ИА REGNUM из Софии, ключевыми темами разговора двух лидеров были вопросы, связанные с погашением задолжности Национальной энергетической компании Болгарии перед российским «Атомстройэкспортом» по нереализованному проекту строительства АЭС «Белене». А также по проекту строительства в Болгарии газораспределительного центра «Балкан» и подготовку встречи представителей России, Еврокомиссии и Болгарии, на которой должны быть определены и согласованы технические, экономические и юридические детали этого проекта.

В этой связи REGNUM подчеркивает, что президент России отметил, что «газовый хаб должен быть реализован при письменных гарантиях Европейской комиссии и на взаимовыгодных условиях для всех сторон, участвующих в проекте».

По сообщениям Bulgaria Today, стоимость этого проекта в районе города Варна составит примерно 1,3 млрд. евро. Причем основным поставщиком газа, который будет распределяться центром «Балкан», как предполагается, будет российский. А трехсторонняя встреча, которая обсуждалась президентами, была инициирована Софией.

Напомним, что это не первый раз, когда Болгария пытается стать одним из главных транзитеров российского газа в ЕС. Проект «Южный поток», еще недавно казавшийся почивший в бозе, как раз и предполагал то, что подводная магистраль должна выходить на сушу на болгарском побережье. Однако под давлением Вашингтона и Брюсселя София блокировала этот проект, предусматривавший прокладку четырех ниток трубопроводов, транспортирующих около 67 млрд. куб. газа в год.

Странность такого решения не поддаются объяснению, так как только за то, что через её территорию прокачивался бы российский газ, София получала бы примерно 700–800 миллионов евро в год, которые совсем не помешали бы одной из беднейших экономик ЕС. Кроме того, как главная страна-транзитер, обеспечивающий топливом Балканы, Венгрию и Австрию, Болгария существенно подняла бы и свой политический статус в регионе. Недаром тогда после выходы Софии из проекта Владимир Путин охарактеризовал решение Болгарии не иначе, как безумием.

После срыва строительства «Южного потока» стал прорабатываться вариант создания «Турецкого потока», который также должен был состоять из четырех ниток с аналогичной пропускной способностью. Теперь уже главным транзитером становилась Турция, на европейскую территорию которой должна была выходить подводная магистраль.

Однако после того как турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик СУ-24, проект был приостановлен Москвой, как и все российско-турецкие отношения в целом.

В этих условиях было принято решение о переброске двух веток «Турецкого потока» на север. Эта дополнительная магистраль, проложенная параллельно «Северному потоку 1», и должна стать проектом «Северный поток 2»

Из России через территориальный воды Финляндии, Швеции и Дании в Германию. Что касается черноморской части проекта, т.е. оставшихся в планах двух ниток магистрали, то судьба их была не определена. Но такая ситуация продолжалась не долго.

27 июня 2016 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил официальное письмо с извинениями главе государства Российского за сбитый самолет. И с этого момента началось восстановление отношений двух стран и в том числе началось возрождение проекта «Турецкий поток».

Первая обстоятельная встреча глав двух государств состоялась в Санкт-Петербурге, там же встретились и министры энергетики России и Турции Александр Новак и Берат Албайрак, а так же присутствовал глава «Газпрома» Алексей Миллер. В результате переговоров было принято решение о том, что проект «Турецкого потока» все же будет реализован, хоть и в отличном от изначального виде. То есть пока речь идет об одной нитке, которая полностью обеспечит потребности Турции в газе на ближайшее десятилетие.

Анкара также заявила, что готова поучаствовать в финансировании строительства наземного участка «Турецкого потока». Расходы в целом небольшие, но символичные, демонстрирующие добрую волю турецкого руководства. Ожидается, что до конца года будет подписано межправительственное соглашение по данному проекту. А завершение работ ожидается в 2019 году.

Однако в данном формате проект, который, безусловно, выгоден Анкаре, сложно назвать выгодным для Москвы, поскольку мощность магистрали составит порядка 14–17 млрд. куб. в год. Хотя турецкая сторона и не исключает возможности приема и второй ветки.

Но тут вступает в действие геополитика и связанные с ней риски. Ведь в ближайшей перспективе, сосед Сирии, Турция останется прифронтовым государством, кроме того в самой Турции ведется гражданская война с курдами. Как следствие террористические акты, проводимые исламистами и курдскими экстремистами, продолжаются и будут продолжаться. Нельзя забывать и о неудачной попытке государственного переворота, которая со временем, кто знает, и может повториться.

Ну, когда после всех заминок вопрос о строительстве «Потоков» в районе Черного моря, вроде бы, сдвинулся с мертвой точки, и наши инвестиции, связанные с доставкой газа к побережью, имеют возможность окупиться, то активизировались противники строительства «Северного потока 2».

В частности, в конце августа в Стокгольме вице-президент США Джо Байден призвал европейцев перестать быть зависимыми от российских энергоресурсов, заявив, что «ни одна страна не должна иметь возможность использовать энергию как оружие». По мнению Байдена, Европе необходимо найти альтернативный источник газа, видимо имея в виду поставки из США.

Реакция европейцев, по крайней мере, скажем, не самой большой части ЕС, не замедлила проявиться. Буквально через пять дней идеи, высказанные Байденом, были поддержаны представителями Эстонии, Латвии и Литвы.

Германия, в частности, на этот призыв высокопоставленного представителя администрации США дипломатично промолчали.

Настойчивость Вашингтона понятна: американцы борются за европейский рынок энергоресурсов, попутно решая и свои политические задачи.

Что касается европейского рынка, то шансов завоевать его без, скажем, физической ликвидации конкурента, в данном случае это запрет на российское сырье, у американцев нет. Поскольку российский газ, поступающий по трубам существенно дешевле американского сжиженного. По оценкам «Фонда Национальной Энергетической Безопасности» по себестоимости американское сырье дороже российского минимум на 60%.

Ведущим политическим фактором в данном случае является намерение России не продлевать контракт о транзите через Украину, который заканчивается 1 января 2019 года.

Это ослабит действующий киевский режим, который ежегодно в качестве платы за транзит российского газа в Европу получает примерно 2–3 млрд. долларов в год. А также развяжет руки европейцам, нередко вынужденным закрывать глаза на действия Киева, идущим вразрез с их же принципами и стандартами.

Но считать, что Вашингтон выложил все свои козыри в деле сдерживания Болгарии и Германии, думаю, было бы преждевременно.

В настоящее время богатые углеводородами месторождения Западной Сибири пока что являются источниками для снабжения западноевропейских стран. В этой связи обращает на себя внимание, особенно среди, скажем, заинтересованных кругов Европы, замечание руководителя Газпрома Алексея Миллера о возможности прокладки магистрали с наших месторождений на западе Сибири, которая связала бы их со строящейся инфраструктурой, предназначенной для поставок российского сырья в Китай, а затем и в другие страны Дальневосточного региона.

Тут напрашивается вопрос, кому в большей степени адресовалась эта брошенная вскользь фраза главы Газпрома: потенциальным потребителям российского сырья на побережье Тихого океана или нашим традиционным партнерам, которых принуждают бороться за их «энергетическую безопасность» от России.

И последнее. В журналистских и экспертных кругах появилась информация, правда не подтвержденная, о возможности строительства нового «Потока». На этот раз из района Сахалина в Японию. Якобы частично эта магистраль могла бы пройти по дну океана, а частично по японским островам. Однако вопрос, насколько эти слухи могут соответствовать действительности, начнет проясняться после российско-японской встречи на высшем уровне, запланированной в декабре нынешнего года.

Оригинал: ?Российские Вести???