Самоуправство или самоуправление » The Main Subject
» » Самоуправство или самоуправление

Расследования / Остальное

Самоуправство или самоуправление





«Жители поселка, располагающегося рядом с центром Переславля Залесского, на протяжении тридцати лет обращались к представителям местных властей с просьбой реконструировать разбитый участок дороги. Однако после того, как местный житель Владимир Благовещенский за свой счет положил новое покрытие и обустроил участок проезжей части, городская администрация потребовала вернуть дорогу в прежнее состояние.»

Несомненно, история звучит абсурдно. Но таких абсурдных ситуаций по стране сотни. Люди годами добиваются от властей ремонта разбитых дорог, убитых фасадов зданий и опасных детских площадок. Когда граждане, так и не дождавшись ответных действий властей решают проблему своими силами и из своего кошелька, власть требует вернуть всё в прежнее состояние, а иногда еще и штрафует активистов за самоуправство и порчу муниципальной собственности.

В чём причина столь абсурдной ситуации? Самодурство властей или кризис? Нехватка бюджета или нежелание шевелиться?
Что греха таить- в новой России система местного самоуправления (МСУ) толком не работала никогда. И на мой взгляд, причина скрывается именно в отсталости и неразвитости всей системы. Более того, шагающая сегодня по стране реформа собирается задушить народовластие в городах и весях по всей нашей отчизне.

В этой статье мы рассмотрим систему местного самоуправления в России, проходящую реформу оной, сравним с опытом зарубежных стран и предложим первые шаги для решения сложившихся проблем.

Страх и ненависть в муниципалитетах

По ФЗ-131 от 6 октября 2003 г. местное самоуправление делится по муниципальным образованиям:

· сельские поселения
· городские поселения
· муниципальные районы
· городские округа и внутригородские территории городов федерального значения

По Конституции, каждое из образований имеет право формировать собственный бюджет, управлять собственностью и т.д. Но по факту, вместо того, чтобы развивать, самые мелкие из образований, сельские поселения, уже довольно долгое время упраздняются в пользу городских, устраняя тем самым ближайшие к народу уровни власти и лишая собственного бюджета.

Всё это входит в т.н. реформу местного самоуправления, уже несколько лет гуляющую по стране.

Рассмотрим ситуацию на примере Подмосковья, где реформа идёт семимильными шагами. В период с октября 2016 по март 2017 в регионе 15 из 36 муниципальных районов были преобразованы в городские округа. Количество сельских поселений, вошедших в состав городских и того больше.

Чем объясняет подобные реформы власть? Оптимизация кадров, уменьшение количества чиновников и, следовательно, экономия бюджета, борьба с коррупцией на низших уровнях.

Действительно, давайте уберем чиновников, которые непосредственно решают (или не решают, это другой вопрос) проблемы граждан на местах, лишим эти поселения своих денег, да и выбирать власть им незачем, в деревнях же одни алкаши да бродяги, заодно и себе бюджет увеличим, можно «попилить» больше!

Вопросы того, что разрываются связи народ-власть никого не волнуют! Сегодня, глав поселений выбирают люди, а вот главы городских округов назначаются губернатором. Мало того, что власть отдалилась на уровень выше, она теперь и несменяема.

Раньше, условная проблема установки новой детской площадки во дворе условной деревни решалась через администрацию сельского поселения. Сейчас же надо идти «наверх», ехать к черту на куличики бог знает к кому и далеко не факт, что данный вопрос будет решён. Если раньше еще можно было уповать на удачный исход дела, сегодня только чудо может помочь, ибо развитие села будет не самой приоритетной задачей новых властей. Вот и будут граждане сами делать, ибо совсем про них забыли и забили.

Исходя из всего вышесказанного, мы видим настоящую катастрофу глубинки. Упразднение местной власти и её собственного бюджета, отсутствие возможности избирать и быть избранным, отсутствие общественного контроля и повышение налоговой ставки жителям деревни как городским. То, что названо, всего несколько пунктов из того, какой колоссальный кошмар ждёт жителей глубинки. Видимо, новая волна вымирания деревень не за горами.

Кто виноват и что делать?

Творящаяся вакханалия привела к созданию мощного протестного движения. Бунтуют все, от мала до велика. Депутаты складывают свои полномочия, граждане выходят бастовать.

Вместо того, чтобы укреплять власть на местах, усиливать роль народа в жизни страны власть ,наоборот, эти рвения душит, как можно сильнее власть централизуя. На мой взгляд, централизация власти есть наиболее неверный шаг в данной ситуации. Собрав всю полноту финансов в одних руках, те, кто наиболее в них нуждается получит только вишенку с тортика, и то надкусанную.

Моя позиция- максимальная децентрализация, наделение муниципалитетов теми полномочиями, которые они реально должны делать и, естественно, подкрепление каждого необходимыми финансами.

Откуда взять деньги?

Как известно, деньги решают всё. Но что можно решить, когда денег нет? Пустые бюджеты и отсутствие адекватного финансирования — это главная проблема муниципальных образований.

Согласно п.1. ст.55 всё того же ФЗ-131, основными доходами местных бюджетов являются:

· Средства самообложения граждан;
· Доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов;
· Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты и другие безвозмездные поступления;
· Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
· Часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
· Штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
· Добровольные пожертвования.

Налогообложение является одной из основных статей финансирования в работаюших системах МСУ других стран. Например, в Дании и Франции налоги- это 40 % дохода местных бюджетов, в Германии и Великобритании- больше 20.

В России в местные бюджеты приходят налоги на землю, на имущество и на доход физических лиц- 12,2% от местных бюджетов, по оценке МинФина. Притом регулярно идёт сокращение нормативов НДФЛ в пользу региона. Например, в 2013 году отчисления были снижены с 10 до 5% для поселений, с 20 до 15% для муниципальных районов и городских округов.

Сегодня, основной доход местных бюджетов- это субсидии из федерального бюджета. Оно и понятно, например, по той причине, что по ряду экспертных оценок, местные бюджеты недополучают колоссальные средства из-за того, что около 80% земель выведены из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку эта земля относится к федеральной собственности. Нюанс в том, что как-то непропорционально количеству земли идёт финансирование. Другой нюанс состоит в том, что трансферт из федерального бюджета может случиться как в начале, так и в середине и в конце финансового года, когда уже муниципалитеты не могут освоить данные средства.

Я считаю, что, в первую очередь необходимо усиливать налогооблагаемую базу муниципалитетов. Самое главное, на мой взгляд- это прикрепление НДФЛ к адресу прописки работника, чем мы решим проблему городов-спутников, когда, например, 50% населения города Долгопрудный работают в Москве и налоги остаются там же. Прикрепление НДФЛ к юр.адресу предприятия останется для граждан, имеющих гражданство другой страны и работающих по патенту. Тем самым, налоговые

поступления с граждан РФ будут прикрепляться к месту их прописки, а поступления с мигрантов по адресу юр.лица работодателя.
Во-вторых, я предлагаю перевести сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Сборы за охоту) с федерального уровня в пользу муниципалитетов.

В-третьих, введение системы специальных округов по примеру США и Канады, куда будут вливаться большие суммы и вместе с тем проводиться усиленный контроль со стороны органов надзора.

В-четвертых, создание льготной среды для крупных предприятий региона (УСН с налога на прибыль для организаций), которые занимаются общественными делами и за свой счет решают те или иные вопросы муниципалитетов. Для этого необходимы представители предприятий в местных органах власти. Создание льготной среды для привлечения этих предприятий в свой регион.

В заключении.

Начиная работу над этой статьей, я ставил своей целью разобраться в том, почему граждане вынуждены сами ремонтировать дороги и прочие объекты инфраструктуры. То, что я читал в процессе поиска информации повергало меня в такой шок, что тема статьи сама собой вышла на удушение реформы местного самоуправления. Тем не менее, название я решил оставить прежним чтобы показать, что мы будем иметь по итогу, если сейчас не предпринять каких-то шагов для разрешения сложившейся ситуации.The Main Subject
Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: