Особенности партийной системы современной Индии » The Main Subject
» » Особенности партийной системы современной Индии

Остальное

Особенности партийной системы современной Индии





Перед непосредственным изучением особенностей партийной системы современной Индии необходимо обратиться к категориальному аппарату, применяемому в исследованиях данной тематики, а также к некоторым ключевым моментам, сложившейся в Индии политической системы.



Обратимся к такому ключевому понятию как «партия». «Партия (фр. parti, англ. party от лат. pars\partis – часть, группа) в упрощенном толковании – политическая организация, выражающая общие или основные интересы какой-либо социальной группы, либо конкретного государства; обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой (как правило, идеологизированной) и конкурирует с другими образованиями такого же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе»[1]



Партию легко спутать с заинтересованной группой, поэтому многие политологи, когда вопрос касается определения термина «партия», перечисляют лишь его признаки. Так, с точки зрения исследователей Джозефа Лапаломбаре и Майрона Вайнера[2], к этим признакам относятся: наличие постоянной организации на общенациональном и локальном уровнях; разумная постановка целей, реализация которых может быть достигнута после прихода к власти; стремление заручиться поддержкой у населения.




Относительно возникновения самого понятия «партия» существует множество версий.Со времен Аристотеля и до XVII века понятия «партия» не существовало; партия именовалась словом «фракция». Под этим словом понимались «политические тела», которые сравнивали с живым организмом, где каждый должен отвечать за отведенную ему функцию.



Существует версия, согласно которой «партия» возникает одновременно с политикой. Многие западные исследователи полагают, что партии зарождаются тогда же, когда устанавливается всеобщее избирательное право, а политические группы времен Французской революции – их предшественники.



Самой же распространенной версией происхождения является англо-американский подход. В нем говорится о том, что партии начинают свое существование с XVII века – с начала деятельности партий тори и вигов в Британии. Что примечательно, современное определение партиям тоже дали англичане, точнее, философ и политик Эдмунд Бёрк. Он обозначил партии как группы людей, придерживающихся общих принципов и добровольно объединившихся для обеспечения совместными усилиями национальных и собственных интересов. Позже Р. Михельс и М. Острогорский положили начало новому направлению в науке – партологии, которая занимается теоретическим и практическим анализом партий и партийных систем.



Категорию «политическая партия» можно раскрыть через ее функции. Политические партии призваны решать множество проблем, поэтому имеют достаточно обширный функционал. В рамках данного исследования остановимся на самых важных функциях политических партий[3]:

  1. Структурирование процессов выборов (одна из основных функций);
  2. Функция звена между правящими и управляемыми.
  3. Аккумуляция социальных интересов.
  4. Постановка коллективных целей для всего общества.
  5. Рекрутирование властвующей элиты и помощь в ее политической социализации;
  6. Выступление в качестве референтных групп.

Важно то, что партии выполняют все эти функции одновременно.


Количество партий и особенности их интеракций определяют партийную системы той или иной страны.Согласно учебнику Голосова Г.В. «Сравнительная политология»[4], партийная система представляет собой способ взаимодействия между различными партиями в борьбе за власть. Для того, чтобы классифицировать партийную систему, обычно руководствуются количественным критерием – беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.


То, к какой разновидности принадлежит партийная система, определяет режим государства. Так, например, беспартийные и однопартийные системы возможны в сочетании с авторитарными режимами, и партия тут выступает условно, т.к. взаимодействие между партиями отсутствует. Беспартийные системы редко встречаются, разве что в традиционных режимах или в некоторых военных диктатурах. При рассмотрении двухпартийной системы следует учитывать, что возможно существование большего количества партий, но власть осуществляется попеременно представителями только двух партий; как писал Джованни Сартори: «Мы имеем двухпартийность тогда, когда существование «третьих» партий не мешает двум главным управлять одним государством, т.е. когда коалиции не являются необходимыми».[5]


К сожалению, классификация партийных систем не может объяснить их многообразие и различия в составе. Чтобы понять эти ключевые моменты в партийной системе, следует обратиться к историческому аспекту их формирования в различных странах.



Разновидность партийной системы зависит от истории страны и от процесса ее становления как национального государства. Главную роль в таких становлениях играют кризисы и конфликты, которые пережила или переживает страна.



Стоит отметить, что С.М. Липсет и С. Роккан[6] выделяют четыре конфликта, которые оказали сильнейшее влияние на партийные системы, такие как между:


(а) центром и периферией;

(б) государством и церковью;

(в) городом и селом;

(г) собственниками и рабочими.


Национальной революцией называют процесс разрешения первых двух конфликтов, разрешение конфликта между городом и селом – промышленной революцией, а «социальные расколы» являются их последовательным результатом.

Центр против периферии является самым старейшим конфликтом. Например, в Великобритании долгое время существовала борьба между Англией и народами с Британских островов, а непосредственно в Англии велась борьба между Лондоном и другими частями королевства. Такой феномен в большинстве своем распространен в развивающихся странах с многопартийной системой.



На протяжении веков церковь мешала процессу государственной централизации во многих странах, что породило конфликт между церковью и государством. В тех странах, где конфликт разрешился, эти последствия мало сказываются на партийной системе. Но там, где церковь сохранила долю влияния ситуация складывается иначе – появляются религиозные партии и такие партии не редко играют важную политическую роль. Или же наоборот, появляются антирелигиозные партии – это тоже результат бывшего конфликта.



Конфликт города против села возникает после промышленной революции, когда разница между горожанами и сельскими жителями становится более очевидной. Это выливается в противостояние Консервативных и Либеральных партий (как в Великобритании). В скандинавских странах это больше всего сказывается на партийной системе. Там появляются «крестьянские» партии, которые сейчас относятся к числу самых влиятельных партий, несмотря на уже давно угасший конфликт.



Контекст «собственники против рабочих» неразрывно связан с возникновением социалистических партий, которые представляют интересы рабочих после промышленной революции. И характер этих партий определяется поведением властвующих элит по отношению к непривилегированному классу.


Важно всегда учитывать, как эти конфликты взаимодействовали между собой, в какой последовательности были и т.д. Поскольку именно взаимодействие определяет тип партийной системы в той или иной стране.

Относительно политической системы Индии, следует отметить, что она появилась гораздо позже, чем американская или британская политическая система. Политическая система современной Индии ведет отсчет с момента получения независимости в 1947 году. Вступившая в силу 26 января 1950 года Конституция Индии защищает справедливость, свободу и равенство всех своих граждан.



Главой государства в Индии является президент, но это скорее церемониальная роль, основную роль президент играет тогда, когда ни одна партия не имеет большинства. Lok Sabha (Дом людей) – нижняя палата (создается на 5 лет, потом автоматически распускается), с максимальным количеством депутатов – 552 человека. Каждый депутат, кроме двух назначенных от англо-индийского сообщества, представляет географический одномандатный округ. Описанная модель схожа с британской моделью Палаты общин.



Верхняя палата в индийской политической системе - Rajya Sabha. Включает до 250 членов, 12 из этих участников выбраны президентом для их экспертных знаний в определенных областях искусства, литературы, науки и социального обеспечения, остальные избраны косвенно государственными и территориальными законодательными органами в пропорции единицы к населению. Срок полномочий – 6 лет, но 1\3 участников переизбирается каждые 2 года. Не подвергается роспуску, в отличие от нижней палаты. Две палаты разделяют законодательная власть.

В Индии значительная роль в управлении страной принадлежит партиям. Чтобы считаться Национальной партией, политическая партия должна быть признана в четырех или больше государствах и быть или правящей партией или в оппозиции. Верховный Суд - самая высокая судебная власть в гражданских, преступных и конституционных случаях. Суд состоит максимум из 26 судей, включая председателя Верховного суда Индии, все из которых назначены президентом по рекомендации премьер-министра. Они служат до возраста 65 лет.




Глава 2. Национально-освободительное движение в Индии и формирование первых партий.


В истории Индии было довольно мало социальных конфликтов. Это, в первую очередь, связано с индуизмом и такими понятиями, как карма и дхарма. Особую роль для Индии всегда играл прин­цип ахимсы (непричинения зла). Из-за этого в Индии не было острых социальных конфликтов. В то же время в Индии всегда существовала проблема бедности населения, которая существует и в нынешнее время.



Несмотря на то, что в Индии было немного социальных конфликтов, на некоторых из них следует остановиться подробнее. Так, в колониальный период наибольший размах имели крестьянские движения. За этот период произошло 77 крупных крестьянских восстаний, в некоторых из которых участвовали десятки и даже сотни тысяч крестьян. В начале ХХ века самые масштабные крестьянские выступления организовывал Индийский национальный конгресс во главе с Махатмой Ганди.


Партия Индийского национального конгресса является одной из старейших партий Индии. Ее основали в 1885 году Аллан Октавиан Хьюм, Дадабхаи Наороджи, Диншоу Вача, Вомеш Чандра Боннерджи, Сурендранат Банерджи, Мономохун Госом, Махадев Говинд Ранад и Уильям Уэддерберн.


В 1889 году сформировался Британский комитет партии Индийского национального конгресса, цель которого была оказать давление на британское правительство. Эта партия возглавила Индийское движение за независимость и борьбу с режимом британского правления[7]. Состав партии насчитывал почти 15 миллионов человек. Партия Индийского национального конгресса осталась лидирующей в политической жизни Индии после обретения Индией независимости.

Изначально, партия нейтрально относилась к британскому правлению, но с течением времени политика партии изменилась, что было связано с борьбой за независимость. В 1907 году в партии появились два основных течения – горячая фракция (Гарам Дал) и мягкая фракция (Нарам Дал). Первую фракцию (экстремисты) возглавил Бал Гангадхар Тилак, вторую Гопал Кришна Гокхал (центристы). Оба лидера отличались негативным отношением к британскому правителю. Это была первая партия, которая смогла настроить миллионы людей против существующего в то время правящего режима.



В 1915 году во главе Индийского национального конгресса встал Махатма Ганди. Под его руководством партия Индийского национального конгресса стала наиболее сильной массовой организацией, выступавшей против кастовых различий, неприкасаемости, бедности, установления религиозных и этнических границ.



В 1929 году на съезде партии была провозглашена основная цель деятельности Индийского национального конгресса – это обретение полной независимости, т.к. в это время Индия являлась британской колонией. На рубеже 1930 г. Индийский Национальный Конгресс потребовал у британских властей предоставления стране статуса доминиона. 26 января 1930 года была провозглашена Декларация независимости Индии.



Вскоре после убийства Махатма Ганди, во главу партии встал Джавахарлал Неру. Благодаря ему в парламенте большинство мест было за партией Индийского национального конгресса в 1952, 1957 и 1962 годах. Но после смерти Неру ни одному последующему лидеру не удалось добиться таких результатов. Н. Шастри, премьер-министр партии решил политику партии не менять. В 1966 году партию возглавила Индира Ганди.



В 1970-е гг. из-за отказа в проведении политики нацеленности на решение социальных проблем и из-за институциональных изменений в государстве, партия Индийского Национального конгресса потеряла свое влияние на политической арене, и объединенная оппозиция получила контроль над некоторыми штатами. Также немалую роль играла борьба за власть в руководстве партии и в 1969 произошел раскол. Индира Ганди возглавила Новый конгресс, который признавался избирательной комиссией Индии как настоящей партией Индийского Национального конгресса. Индира Ганди хотела сохранить за партией влияние и заручиться поддержкой народа, поэтому начала налаживать отношения с СССР и одним из лозунгов ее партии был – «Долой бедность!». Другая часть партии в скором времени вошла в состав Джаната партии.



12 июня 1975 года Высшим судом Аллахабада Индира Ганди была обвинена в злоупотреблении должностными полномочиями в целях проведения успешной избирательной кампании. Суд аннулировал результаты выборов 1971 году, отстранил ее от занимаемой должности и запретил участвовать в выборах в течение следующих шести лет. Основанием для такого обвинения послужило заявление ее оппонентов в партийной борьбе о мошенничестве на выборах 1971 года.

25 июня 175 года в Индии было введено чрезвычайное положение по совету Индиры Ганди, в связи с массовыми волнениями, которые начались из-за социалиста Дж. П. Нарайана, который со своими сторонниками добился объединения студентов и крестьян с целью ненасильственного изменения строя индийского общества (свержение центрального правительства и изменения провинциального правления). После того, как чрезвычайное положение было снято 21 марта 1977 года, партия Индийского национального конгресса проиграла выборы в нижнюю палату партии Джаната.


31 октября 1984 года убили Индиру Ганди, как ответ за операцию «Голубая звезда». После ее смерти партию возглавил ее сын Раджив Ганди, а сейчас эту должность занимает невестка Индиры Соня Ганди.



Глава 3. Национальные и региональные партии современной Индии и их эволюция.




Индия является парламентарной демократической страной, в которой выборы – важный политический элемент в системе. Несмотря на то, что некоторые партии были созданы еще до получения Индией независимости, принято считать, что именно с 1947 года Индия является страной с многопартийной системой. Эта система основана на свободной конкуренции между партиями, в то же время все зарегистрированные партии делятся на два типа:



1) национальные партии;

2) партии, сформированные на уровне штатов.


Национальные партии принимают участие в выборах повсеместно и перед ними стоят долгосрочные задачи национального масштаба, в то время как партии, сформированные на уровне штатов, решают локальные проблемы, затрагивая отдельные области общественного устройства.



В Индии оппозиционные партии не имеют сильной поддержки, несмотря на мажоритарную избирательную систему. Это объясняется неспособностью этих партий к объединению. Но они выполняют не менее важные функции, чем правящие партии, выступая как правительственные контрольные комиссии с миссией тщательного исследования деятельности правящей партии, это нужно для того, чтобы она не превратилась в диктаторскую.


Следует отметить, что многие национальные партии включают в свои избирательные округа путем заключения предвыборного договора членов более мелких партий, для того, чтобы предотвратить разделение голосов избирателей и победу конкурирующей партии. Также, в Индии в выборах участвует большое количество независимых кандидатов. Другой вопрос том, кто из них фактически борется за власть: на 2009 год общее количество политических партий – 1162, число партий, которые боролись на выборах Лок сабхи – 363, процент участия политических партий в выборах в Лок сабхи – 31.24%, в 2014 году – 1703, 464, 27.25%, соответственно[8].


Нельзя обойти стороной религиозный аспект в партийной системе Индии. Несмотря на то, что по конституции Индия является светским государством, все же влияние религии на политику остается одной из важнейших черт индийской государственности. С 90-х гг. XX века был взят курс на «шафранизацию» (усиление влияния идеологии индуистского национализма) Индии. С этого времени индусскими обрядами сопровождались почти все важные государственные мероприятия.



Основной базой для воспитания патриотизма в Индии является «хиндутва», понятие которое объединяет в себе все сферы индусской культуры, включая религию, мифологию и героическую историю. Стоит отметить, что национализм в Индии сосредотачивается на отстаивании религиозности, индусскости, т.е. «хиндутвы». Ни одна политическая партия Индии, желающая добиться успеха не может обойти понятие индусского национализма, поскольку оно прочно укрепилось в умах.


Что касается порядка проведения выборов, то он весьма строг и детально определен в соответствии с индийским законодательством и в ряде положений уголовного кодекса, подзаконных актах Избирательной комиссии Индии. Предусмотрен комплекс мер с целью предотвращения фальсификации результатов голосования вплоть до указания количества столов в помещении избирательного участка, за которыми производится обработка бюллетеней.



В 1972 г. Избирательная комиссия выпустила Примерный кодекс поведения, которым призваны руководствоваться политические партии и кандидаты в ходе выборов. Показательно, что помимо полного его текста имеется своего рода упрощенный вариант, построенный по схеме «нужно» – «нельзя».


Как итог, более чем 60-летнее развитие Индии как независимого государства стало образование легитимной политичес­кой системы при постоянном и неуклонном расши­рении ее массовой базы. О втягивании масс в по­литический процесс свидетельствует как восходящая динамика ак­тивности избирателей, так и рост числа голосующих не за личность, а за конкретную политическую партию, снижение числа голосов за «независимых» кандидатов.



В Индии существует широкий спектр политичес­ких сил, ориентированных на широкие категории общества. Об этом свидетельствует наличие значительного числа партий револю­ционно-демократического типа, социалистического и коммунисти­ческого движений. И для того, чтобы представить себе полную картину эволюции партийной системы Индии, нужно отдельно рассмотреть деятельность основных индийских партий.



Партия Индийского национального конгресса была рассмотрена в предыдущей главе, поэтому обратимся к рассмотрению Бхаратии Джаната партии. Она была основана в 1980 году из более ранних индуистских организаций в качестве главного политического соперника Индийского национального конгресса (она является также националистической). Идеологией Бхаратии джаната партии выступает хиндутва (индуистский культурный национализм). Первые выборы этой партии состоялись в 1984 году, но были неуспешны – партия получила только 2 места из 543. В 1989 году ситуация немного изменилась, Бхартия Джаната получила 88 мест. А в 1991 году по результатам выборов партия становится главной оппозиционной партией. Впервые Бхаратия Джаната приходит к власти по результатам выборов в 1996 году, но все равно не смогла обеспечить себе большинство мест в нижней палате парламента. Из-за этого спустя две недели парламент был отправлен в отставку. В 1998 году в составе Национального демократического альянса партия одерживает победу в выборах в народную палату парламента. В 1999 году эта коалиция распадается из-за лидера одной из партий альянса (Всеиндийская партия) А. Джайалалиты, которая покинула альянс, в результате чего были проведены новые выборы.



На новых выборах 13 октября 1999 года во главе с Бхаратией Джаната партией Национальный демократический альянс снова побеждает в выборах в парламент, получая 303 места, 183 принадлежали партии. А.Б. Ваджпаи становится премьер-министром Индии в третий раз. После этого партия оставалась у власти еще 5 лет.



После победы на выборах А.Б. Ваджпаи продолжает политику Индийского национального конгресса по многим направлениям, таким как:приватизация правительственных корпораций, либерализация торговли в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, открытию воздушного пространства для коммерческих авиалиний, разрешению иностранных инвестиций и приобретения собственности, а также позволил частным компаниям образовывать особые экономические зоны, в которых застройщики могли бы осуществлять строительство новых городов с инфраструктурой международного класса, включая предприятия, занимающиеся экспортом продукции.


В 2004 году Бхаратия Джаната партия проигрывает выборы в парламент и к власти опять приходит партия Индийского национального конгресса вместе с Объединенным прогрессивным альянсом. В 2009 году ситуация повторилась и партия Бхаратия Джаната осталась позади.


В 1984 году для того, чтобы представлять интересы малочисленных каст и других развивающихся классов и религиозных меньшинств была основана Бахуджан Самадж партия.Лидером является первый министр самого многочисленного штата Индии Уттар-Прадеш М.С. Ядав.



Коммунистическая партия Индии основана в 1925 году и является социалистической партией, которая пользуется поддержкой во многих штатах: Западная Бенгалия, Керала, Трипура, Манипур и Тамил Наду. Партия разделилась на два течения в связи с разногласиями внутри партии по поводу вооруженного индийско-китайского конфликта. Одна ее часть, просоветская, разделяла позицию индийского правительства, другая – поддержала Китай. В итоге, в 1964 году появилась прокитайская Коммунистическая партия Индии, относящиеся к марксистской группе. В течение долгого времени эта партия вместе с Коммунистической партией Индии была в составе Объединенного прогрессивного альянса, но из-за соглашения США и Индии по вопросу ядерных вооружений в 2008 году обе партии вышли из альянса. Стоит отметить, что Коммунистическая партия изначально была частью Индийского национального конгресса с 1936 года по 1945 год. Выход партии произошел из-за нежелания поддерживать политику Индийского национального конгресса.


В 1999 году была основана партия Националистического конгресса, которая раньше также являлась частью Индийского национального конгресса и образовалась в результате выхода некоторых влиятельных членов ИНК, которые были не согласны с кандидатурой Сони Ганди как лидера партии. В данный момент партию возглавляет Ш. Павар, который занимает должность первого министра штата Махараштра, а также занимает пост министра сельского хозяйства.


Партия Джаната Дал возникла 11 октября 1988 году после слияния фракций Джаната парти. Впервые пришла к власти в 1989году. В 1996 году партия вошла в Объединенный фронт вместе с региональными и коммунистическими партиями и получила 125 депутатских мандатов.



Коммунистическая партия Индии основана 17 октября 1920 года в среде индийских эмигрантов, в 1925 года воссоздана на основе индийский коммунистических групп. На настоящий момент входит в состав Левого спектра и находится в оппозиции правительству Объединенного прогрессивного альянса.



И еще одна значимая партия – Раштрия Джаната Дал. Она была основана в 1997 году, отделившись от партии Джаната Дал. Основателем новой парти стал Лалу Прасад Ядав, который уже в 1990 году стал первым министром Бихара, но в 1997 году его отправили в отставку из-за обвинений в коррупции. Вернулся к власти он уже в должности министра железнодорожного транспорта Индии в 2004 году после того, как одержал победу на выборах Объединенного прогрессивного альянса.



В Таблице 1 систематизирована информация по идеологической платформе основных индийских партий.

Таблица 1.

Идеологические платформы индийских партий.

ПартияИдеологияСоюзники и блоки
Индийский национальный конгрессДемократический социализм, социал-демократия, социал-либерализм, ведический социализм, секуляризмОбъединенный прогрессивный альянс
Бхаратия Джаната Партия правого спектра, «индуистского национализма», социальный консерватизмНациональный демократический альянс
Бахуджан СамаджПредставляет интересы далитов (неприкасаемых) и других низкокастовых групп населения
Джаната Дал Объединяла сначала социалистические и консервативные взгляды, потом объединилась с коммунистическими партиями в коалицию. На данный момент социал-демократияНациональный фронт
Раштрия Джаната ДалСоциально-консервативная партия
Коммунистическая партия ИндииПредставляет коммунистические, марксистские взглядыЛевый фронт


Итак, характерной чертой партийной системы Индии на первоначаль­ных этапах независимого развития являлось преобладание ИНК над оппозиционными партиями на общеиндийском уровне. ИНК, помимо того, что располагал сильным влиянием в массах, в отличие от большинства оппозиционных партий, обладал организационными возможностями почти во всех штатах. Изначальное преобладание Индийского национального конгресса было обусловлено его ключевой ролью в национально-освободительном движении, харак­тером национального объединения, приведшего страну к незави­симости. Затем - ее приверженностью к курсу, обеспечивавшему ра­стущую преобразовательную и регулирующую роль государства в вопросах социально-экономической стратегии и обеспечения единства и целостности страны.


На начальном этапе независимости было характерно недоста­точное развитие многопартийной системы, т.е. таким очевидным преобладанием в ее рамках одной партии. Элемент соревновательности на выборах практически отсутствовал. Ни одна оппозиционная партия не могла быть альтернативой Индийскому национальному конгрессу, просто потому, что они не могли соперничать на равных условиях, разве что, если они собирались в альянс. Но из-за сложной общественной обстановки, социально-классовой дискриминации, возникала потребность в оппозиционных партиях, появилась потребность в региональных партиях, чтобы представлять интересы каждого штата и каждого региона для решения тех или иных проблем, возникающих локально. Это привело к возникновению многопартийной системы. В результате возникла такая структура, при которой преоблада­ние правящей общеиндийской партии в центре (Индийский национальный конгресс) сочета­лось с системой альтернативных партий на уровне штатов, впос­ледствии альтернативная политическая структура сложилась и на уровне центра: Индийский национальный конгресс потерял монопольное право на формиро­вание центральных властных органов.


Повлияла на эволюцию направления партийной системы и экономическая и политическая обстановка в мире и в самой Индии. Страна перешла от капиталистической ориентации к уже капиталистическому развитию и к формированию рыночной экономики.  Отсюда снижались и социалистические настроения, «социализм» уже стал заменяться на такие понятия как «демократический», «гандистский» или «индийский». Если в начальный период независимости концепции общественного развития имели тенденцию к идеологизации, то с начала 80-х годов наблюдался об­ратный процесс — деидеологизации общественно-политической жизни Индии и усиления прагматических тенденций.


Индия пережила два основных этапа становления партийной системы. Первый этап начался, когда Индия получила независимость, это был период становления национальной государственности в результате чего появилась парламентарная демократия и длинный период социальных и экономических реформ, как раз тот период, когда правящей партией являлся Индийский национальный конгресс. Первый этап длился примерно до конца 70-х годов.



Второй этап начался около конца 70-х – начала 80-х годов и продолжается по сей день. В это время как раз сформировалась полноценная многопартийная система, т.к. в этот период появляется значительное множество партий и партийных объединений. Второй этап характерен появлением объединенных коалиций, которые стоят в оппозиции к партии Индийского национального конгресса. В это время начинается настоящая партийная борьба.


Глава 4. Основные тенденции развития партийной системы современной Индии.


Для Индии на всём протяжении периода независимого разви­тия было характерно деление партий на общеиндийские и регио­нальные. Партии, получающие на парламентских выборах не ме­нее 4% голосов избирателей не менее чем в четырёх штатах, официально признаются общеиндийскими, остальные считаются «штатовскими» и действуют, как правило, в рамках одного штата.


Динамика взаимодействия этих двух систем была различна. Если в первые десятилетия независимого развития региональные партии играли роль, соответствующую своему названию, то со второй по­ловины 70-х годов они начинают оказывать все большее воздействие на формирование общеиндийской политической повестки. Общеиндийские партии, чтобы добиться успеха на выборах, стремятся заручиться поддержкой региональных сил, которые становятся составной час­тью коалиционных правительств. Так, в Центральном парламенте (Народной палате) оказываются представленными группы, имею­щие региональную базу поддержки (Телугу десам в Андхра-праде-ше, Акали дал в Пенджабе). Региональные проблемы нередко при­обретают общеиндийские масштабы и их разрешение подчиняется интересам партийной политики общенационального уровня.




В Индии существует множество социальных проблем, таких как бедность, необразованность, социальное неравенство. Несмотря на все усилия правительства их решить, одновременно и в равном количестве свободу всем гражданам предоставить очень сложно. Партии в Индии как раз выступают агентами этой свободы, т.е. ключевыми аспектами демократизации страны.


Начиная с получения Индией независимости, вся внутренняя политика государства была направлена на решение социальных проблем, также государство стремилось создать социальный и экономический сектора и именно партии повлияли на популяризацию идей равенства и свободы среди населения.



Примечательно, что партии, придя к власти, стараются, чтобы в правительстве присутствовали представители различных каст, регионов и сообществ. Это делается для того, чтобы максимально представлять себе интересы тех или иных слоев населения и учитывать их требования. Все партии поддерживают социальную направленность своего политического курса, дабы обеспечить себе голоса избирателей.



В Индии также существует тенденция коалиций. Это очень выгодно правительству по многим причинам. В первую очередь коалиции предполагают широкую социальную и политическую направленность и, соответственно, региональное представительство. Усиление коалиций способствует объединению партий. Также, наилучший способ обеспечить политическую стабильность – это иметь крупную партию наряду с более мелкими, за счет этого будет мощная общая программа, которая будет основой коалиции. Важно, что создание политических альянсов связывает партии обязательствами, которые каждые стороны вынуждены исполнять, а это обеспечивает более надежную тактику коалиции.



По мере становления федерального государства происходило усиление роли штатов, правительства которых все более настойчиво ставили вопрос о расширении их полномочий. Позднее появились разногласия между центром и регионами в сфере вопросов финансирования и социально-экономического развития. В экстремальной форме проблема радикального расширения полномочий штатов прозвучала в 80-е годы в лозунге о создании независимого государства Халистан вместо штата Пенджаб. Однако конституция Индии не предусматривала права штатов на самоопределение вплоть до отделения. Вопрос об образовании государства Халистан был отклонен, хотя и не безболезненно, при помощи силовых и иных методов со стороны центра. Таким образом, сепаратистские выступления встречают решительный и жесткий отпор со стороны центра, в том числе и с помощью чрезвычайных мер, предусмотренных конституцией.


Но, тем не менее, в ходе развития независимой Индии случилась некоторая децентрализация экономической и политической власти. Заложенных в конституции норм оказалось достаточно для внесения необходимых изменений в федеративное устройство Индии.



В течение 50 лет менялось число штатов, их конфигурация, статус отдельных территорий, но при этом неименными остались внешние границы государства. В рамках Индийского Союза многие этносы смогли реализовать свое право на самоопределение, многие языки получили статус официальных (сейчас их 18). Центральное правительство уже не исходит из принципа соответствия политической ориентации правительства в штатах правительству в центре.



Таким образом, в Индии сложился оптимальный баланс между центром и регионами, при котором обеспечивается целостность государства. При этом, по данным изучения национальных выборов в 2004 г. 41% из опрошенных считал, что именно региональные партии лучше справлялись бы с задачами государственного управления на федеральном уровне, и только 28% избирателей были не согласны[9]. Из этого следует, что практически половина избирателей не видит негативных последствий в формировании коалиционного правительства.


Что касается современной обстановки, тенденции развития партийной системы определить не просто. Например, в условиях некоторой политической неустойчивости прошедших нескольких лет многие аналитики делают довольно пессимистичные прогнозы, считая, что существующая ныне форма правления изжила себя, другие же, анализируя современные процессы, полагают, что такие действия и являются подтверждением работающей индийской демократии.

Очень важно упомянуть об организации политических партий. Для каждой партии обязательна регистрация. Она осуществляется в соответствии с актом о народном представительстве от 1951 года. В Акте говорится о том, что для того, чтобы стать политической партией, ее члены должны подать заявление и учредительный договор в избирательную комиссию Индии в течение 30 дней. Далее, после рассмотрения и встречи с представителями организации, выносится решение о регистрации. Для положительного решения очень важно, чтобы деятельность будущей партии отвечала демократическим принципам. Зарегистрированные организации приобретают статус признанных партий национального или государственного уровня, основанных на объективных критериях. Признанная партия получает привилегии: она имеет право на зарезервированный партийный символ, свободное время вещания по государственному телевидению и радио, консультации в урегулировании дат выборов и предоставлении возможности урегулирования избирательных правил и норм.


Невзирая на то, что в Индии четко регламентирован порядок проведения избирательной кампании и самих выборов, очень многие аналитики и СМИ часто поднимают вопросы о нарушении порядка выборного законодательства. Это обычно приводит к спорам о том, функционирует ли избирательная система вообще. Многие газеты дискутировали на эту тему. И, это дало плоды. Многие дыры этого законодательства были исправлены.


Важно, что из всех развивающихся стран Индия сумела построить политическую модель, которая является наиболее приближенной к западному образцу, но, стоит отметить, что в избирательном процессе независимой Индии существует множество особенностей, которые не имеют аналогов в других системах. К примеру, партии обычно слабо выполняют функции протеста и нацелены на избирательный процесс. В результате этого в Индии существует множество организаций крестьян, рабочих, студентов и т.д., которые созданы той или партией, что интересно, то цель таких сообществ заключается в основном на распространение влияния конкретной партии в конкретной социальной группе, а не на защиту прав этой конкретной группы.



Также, как отмечалось ранее, при регистрации политической партии в Центральном избирательном комитете за ней обязательно закрепляется избирательный символ. Это имеет важное значение, поскольку большая часть избирателей неграмотна и ориентируется в партийном многообразии именно по символам. Сроки, когда определяются символы каждой партии, оглашаются СМИ. Там приводятся также данные о том, какая партия какой символ использует.


СМИ регулярно проводят социологические опросы о предстоящих выборах и отношении избирателей к кандидатам, но, к сожалению, часто ответы на эти вопросы носят заказной характер. Хотя, в целом, уровень участия избирателей в политической процессе довольно высокий. Такой политической стабильности способствует институт национального согласия, который был сформирован при Дж. Неру, он позволяет относительно спокойно решать основные политические и социальные проблемы. Индийское общество смогло достигнуть консенсуса по основным внутриполитическим, внешнеполитическим и экономическим проблемам.






Заключение


Несмотря на то, что демократическая политическая система современной Индии действует гораздо меньшее время, чем американская или британская, ее можно охарактеризовать как устойчивую.



В современной Индии действует многопартийная система с явным доминированием двух партий. Система выборов мажоритарная. Отдельно следует выделить высокую электоральную активность населения, доходящую в среднем до 60%.


Процесс формирования первых партий в Индии напрямую связан с национально-освободительным движением. Наибольший вклад в национально-освободительное движение внесла старейшая партия Индии Индийский национальный конгресс (ИНК) под руководством Махатмы Ганди. Основные принципы гандизма, являющегося идеологией ИНК, сформировались именно в тот период.



В целом в формировании современной индийской партийной системы можно обозначить два этапа. Первый этап связан со становлением государственности после обретения независимости в 1947 году. На данном этапе вплоть до конца 1970-х гг. выраженную доминирующую роль в партийной системе играла правящая партия Индийский национальный конгресс. Второй этап связан с формированием полноценной многопартийной системы. Начиная с 1980-х гг. спектр политических партий, объединений и коалиций значительно расширяется, в том числе появляется немало сильных партий, занимающих оппозиционную позицию по отношению к ИНК.



Особенностью партийной системы современной Индии, функционирующей на принципах свободной конкуренции, является серьезное влияние на политический процесс как национальных, так и региональных партий.



Среди национальных партий разного идеологического спектра следует выделить Индийский национальный конгресс, Бхаратия Джаната Парти, Бахуджан Самадж, Джаната Дал, Раштрия Джаната Дал и Коммунистическая партия Индии.

Однако после того как в 1990-е гг. курс страны был взят на шафранизацию особое место в политической жизни страны занимает идеология хиндутвы, или индусскости. Данный вопрос находится в фокусе внимания большинства индийских партий, влияющих или стремящихся влиять на политическую жизнь страны.



Одновременно на эволюцию партийной системы влияют серьезные изменения политико-экономической обстановке страны. С усилением прагматичных тенденций выделяется тенденция по деидеологизации концепций общественного развития.



К основным тенденциям современной партийной системы Индии относятся: 1) активное взаимодействие национальных и региональных партий, в том числе в период проведения избирательных кампаний общеиндийского масштаба; 2) высокая коалиционная активность; 3) нацеленность партий на избирательный процесс, неготовность выполнять протестные функции.



Итак, партийная система Индии, находясь в процессе становления, тем не менее вносит существенный вклад в демократизацию страны, в решение ключевой задачи стоящей перед страной в XXI веке – преодоление бедности и социальной неразвитости.





Список используемой литературы


1. Современные избирательные системы. Вып. 5: Индия, Ирак, Уругвай, ЮАР / Н.Б. Шлыкова, М.А. Сапронова, А.Г. Орлов, Е.В. Черепанова; науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. – М.: РЦОИТ, 2010. – 496 с.

2. Малыгина М.В. Отражение парламентских выборов в Индии в средствах массовой информации (конец XX – начало XXI вв.) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2009. – Т. 151, кн. 2, ч.1.

3. Категории политической науки. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 298 с

4. SAEED AMERA. Indian foreign policy under the BJP// Regional studies. –

Islamabad, 2004. – Vol. 22, N 2. – P. 3–47.

5. Алаев Л.Б. Политическая система и политическая культура Индии // Политические системы и политические культуры Востока. – М.: Восток-Запад, 2006.

6. Голосов Г.В. «Сравнительная политология»: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001. – 368с.

7.Смирнова Е.В. Образ чхатрапати Шиваджи в общественно-политической жиз-ни Махараштры / Е.В. Смирнова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.

8. Лунёв С.И. Политическая культура и политическая система Индии / Сравнительная политология. Отв. ред. Гаман-Голутвина О.В. М.: Аспект-пресс, 2015. С. 660–678.

9. Соболева И.В. Анализ факторов стабильности и устойчивости политической системы на примере Индии // Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. студенч. Работ / Гос. ун-т – Высшая школа экономики – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010

10. Number of Political Parties in India growing Faster than the Economy // factly.in URL: https://factly.in/number-of-political-parties-in-india-growing-faster-than-the-economy/

11. A short guide to the Indian Political system // rogerdarlington.me.uk URL: http://www.rogerdarlington.me.uk/Indianpoliticalsystem.html#Parties

12. The Major Regional Political Parties of India // yourarticlelibrary.com URL: http://www.yourarticlelibrary.com/essay/the-major-regional-political-parties-of-india/24938/

.


[1] Категории политической науки. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 298 с.
[2] Голосов Г.В. «Сравнительная политология»: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001. – 149с.
[3] Голосов Г.В. «Сравнительная политология»: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2001. – 150с.-151с.
[4] Сравнительная политология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – Изд-во Европ. Ун-та в С.-Петербурге, 2001. – 150-153 с.
[5]Sartori, G. Parties and Party Systems. Vol. 1: A Framework for Analysis, Cambridge: Cambridge University Press, 1976
[6] Lipset, S. and Rokkan, S. «Clevage Structures, Party Systems and Voter Alignments», in S.Lipset and S.Rokkan, Party Systems and Voter Alignments, New York: Free Press, 1967.

[7]Опыт зарубежных стран. Политические партии Индии: история развития и правовое положение.

Шлыкова Н.Б. С. 87
[8] Number of Political Parties in India growing Faster than the Economy // factly.in URL: https://factly.in/number-of-political-parties-in-india-growing-faster-than-the-economy/

[9] Современные избирательные системы. Вып. 5: Индия, Ирак, Уругвай, ЮАР / Н.Б. Шлыкова, М.А. Сапронова, А.Г. Орлов, Е.В. Черепанова; науч. ред. А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. – М.: РЦОИТ, 2010. – 91 с.



{tmsr}скачать dle 12.0
Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий:

США Читать еще