Мнение эксперта

Особенности резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (1992-2015)

Печать



Введение

В современном глобальном мире, мире государственного плюрализма, все больше значение приобретает тесное межгосударственное сотрудничество.

Многие из самых трудно решаемых проблем транснациональны по своим масштабам и для их успешного решения требуются действия и участие более чем двух государств. В нашем, постоянно развивающемся мире ,зачастую государства неспособны решать проблемы единолично, им необходима поддержка и помощь других государств. К тому же все больше проявляется взаимосвязь государств .Что происходит с одним может отразиться и на другом. Такие проблемы как ВИЧ/СПИД, угроза терроризма и экологические проблемы требуют обоюдной борьбы.

Одну из ведущих ролей в решении современных проблем играет Организация Объединенных Наций.

Учрежденная в 1945 году суверенными государствами длясвоей защиты против внешней агрессии, ООН не была создана для борьбы с теми вызовами с которыми столкнулась сейчас. Разрыв между характером растущего числа проблем и реальными возможностями ООН объясняет повторяющиеся трудности, с которыми эта организация постоянно сталкивается. Это наталкивает на мысли о новом ключе развития и переменах внутри организации для повышения ее эффективности.

Цель работы рассмотреть основные органы внутри ООН, основную проблематику реформирования и рассмотрения конкретных резолюций Совета Безопасности.{tmsr1}

Глава 1. История создания Организации Объединенных Наций

Попытки воздвигнуть международную организацию были предприняты еще после Первой мировой войны. Когда люди осознали насколько кровопролитной и разрушительной может быть война. Государства стремились всеми силами предотвратить новые столкновения. После окончания боевых действий была подготовлена мирная конференция в Париже, которая должна была предложить новые принципы и основы мирового порядка ,а так же подвести итоги Первой мировой войны. В ходе конференции страны победительницы осознали, что нужен некий гарант новой системы для поддержания мирового порядка .Им стала Лига Наций.

С 18 января 1919 года мирная конференция по ее разработке начала работу. В так называемом «форуме» принимали участие делегации 27 государств Европы, Азии и Америки, воевавшие на стороне Антанты или просто выступавшие против Четверного Союза и представители нейтральных государств. Несмотря на большое количество участников, по итогу важнейшие вопросы решались тремя главными странами – США, Великобританией и Францией.

Она должна была стать универсальной организацией, объединяющей все страны мира для противодействия любой агрессии . 26 апреля 1919 года был официально принят устав Лиги Наций . Устав состоял из 26 статей . Он содержал основополагающие принципы которыми все входящие в Лигу Наций государства должны были руководствоваться во всех международных делах .

К сожалению, организация не просуществовала долго ,в ней были определенные изъяны. Например, в новой системе международных отношений заявила о себе экономически влиятельная страна – Соединенные Штаты Америки. Ее политики и были активнымиучастниками в разработке устава Лиги Нацийи даже должны были стать гарантом новой системы в рамках Лиги. Неожиданно для европейских стран, США в итоге даже не пожелала стать участникомэтой организации. Америка в это время потерпела перемены внутри управления страны и взяла курс на политику отстранения от европейских дел.

Так же следует отметить, что организация базировалась на принципах Версальско-Вашингтонской системы, которая по итогу оказалась не состоятельной, в ней учитывалось мнение только победителей , а они в свою очередь стремились получить большую выгоду для себя и не давали голоса проигравшим и новообразованным государствам.

Несмотря на то, какими правами была наделена организация , она ими не воспользовалась в отношении агрессии Германии .В первую очередь это связано с выбранной странами победительницами Первой мировой войны ,политики умиротворения агрессора в отношении Германии ,Японии и Италии .

Были и хорошие моменты в истории Лиги. Их главным достижением считается ограничение в распространении опиума и работорговли. Так же организация активно работала с проблемой беженцев и весьма успешно.
Лига Наций прекратила свое существование после Второй мировой войны . 20 апреля 1946 года она была ликвидирована. Несмотря на неудачу в поддержании мира , Лига наций стала первым примером и необходимой демонстрацией того ,что международная организация действительно нужна в мировой политике. Пусть она потерпела поражение как организация в силу несовершенства системы , но она осталась как идея .

Эту идею попытались воплотить снова, в более модернизированной форме в конце Второй мировой войны . В ходе работы Конференции в Сан-Франциско 25 апреля 1945г. Был подготовлен текст Устава Организации Объединенных Наций, который был подписан 26 июня 1945г. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945г., когда на хранение была передана ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН.

Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, международных споров и ситуаций. Он определяет, что ООН основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Что все члены добросовестно выполняют обязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из членства в Организации, что все члены должны разрешать проблемы мирным путем и воздерживаться от угрозы воспользоваться силой или реального ее применения и что ООН имеет права на :

– вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. В Уставе ООН подчеркивается открытый характер Организации, членами которой могут быть все миролюбивые государства.

– Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены — большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем, — имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса. 
{tmsr1}

Глава 2.Система органов ООН

§ 2.1. Генеральная Ассамблея ООН

Один из важнейших органов организации объединенных наций является Генеральная Ассамблея. Ее сессии проводятся каждый год иприостанавливаются в декабредо начала следующей . Что касается пленарных заседаний ,они открываются после второго понедельника сентября- во вторник.Предварительная повестка сессии обязательно сообщается за 60 дней до ее рассмотрения, но существуют так же и чрезвычайныесовещания, ее сроки намного меньше.

Главной особенностью Ассамблеи является метод на котором основываетсяпринятие решений ,его принцип в достиженииконсенсуса, принятие резолюций зачастуюидет даже не через голосование ,в этом просто нет необходимости .

Ее резолюции не являются юридически обязательными в исполнении и носят рекомендательный характер . тем не менее к ним обязаны прислушиваться ,что в большинстве случаев и происходит . Государства должны добросовестно рассматривать резолюции Генеральной Ассамблеи .

В определенной степени резолюции Генеральной Ассамблеи являются примером наилучшего формирования международного права . В Организации Объединенных Наций сложилась такая система :для начала принимается декларация по тому или иному вопросу, позже на ее основе вырабатываются международные договоры и конвенции.

На данный момент, Генеральная Ассамблея является органом, в котором суверенные государства принимают участие в международных политических решениях в условиях полной демократии. Их голоса равны вне зависимости от занимаемой территории, военного потенциала, экономической силы или международного влияния.По наиболее важным вопросам решения в Генеральной Ассамблеи принимаются посредством голосования, а принятие осуществляется по решению большинства в 2/3 участников .

Государства не принимающие участие в ООН, так же могут принимать участие в работе проводимой Генеральной Ассамблеи . например, они могут выступать в качестве наблюдателей (Ватикан, Швейцария)

В пределах устава Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать и выносить решение по любым вопросам, входящим в устав. Так же она можетобсуждать любые вопросы, относящиеся к любому органу ООН , за исключением некоторых случаев в отношении которых Совет Безопасности берет эти полномочия на себя.

Ежегодно онарассматривает специальные доклады других органов, для осуществления контроля над их деятельностью (ст.15) По ходу ее рассмотрения она даёт обратную связь и высказывает определенные рекомендации в отношении участников организации или в отношении определенных органов и Совет Безопасности в этом случае не исключение.Хотя для Совета Безопасности и Международного Суда они не являются обязательными, а носят рекомендательный характер .

Генеральная Ассамблея рассматривает все дела, касающиеся мирного урегулирования международных споров ,и тщательно следит за возможнымиугрозами безопасности мира. Активно содействует сотрудничеству между странами и поощряет прогрессивное развитие правовой индустрии и политическое сотрудничество. При ее участи было принято с выше трехсот договоров касающихся важнейших вопросов нашего времени . В них заключаются поддержка основных прав человека ,затрагиваются права использования морского дна и космического пространства.Ее важной функцией является содействие сотрудничества в различных областях.К ним относятся : экономическая среда ,социальная жизнь ,культура ,образование, здравоохранение и защита прав человека.

Генеральная Ассамблея определяет суммы взносов членов ООН и ведет бюджет организации . Принимаемые ей решения оформляютсяв виде резолюции.Более значительные решения именуются декларациями.

Не смотря на не обязательный характер исполнения резолюций принятых Ассамблей, ее решения исполняются . Прежде всего из за ее морально -политического давления и влияния . Ее решения принимаются суверенными государствами – активными участниками международных отношений ,большинством голосов, так что можно утверждать ,что резолюции являются отражением мнения большинства стран мира . А это в свою очередь сказывается на политике которую проводят отдельные страны.

Немало важно, что именно генеральная ассамблея выбирает 10 участников, которые входят в Совет Безопасности и всех членов ЭКОСОС.Так же учреждает и вспомогательные органы ,которые призваны помочь охватить большее число проблем и найти их решение как можно быстрее. Таким образом в различных сферах фиксируют специалистов определенной области для большей эффективности .

Поправки устава возможны только с одобрения Ассамблеи .

Имеется шесть главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН[1][i]:

1.Первый комитет (Вопросы разоружения и международной безопасности) занимается вопросами разоружения и международной безопасности.

2.Второй комитет (Экономические и финансовые вопросы) рассматривает экономические вопросы.

3.Третий комитет (Социальные, гуманитарные вопросы и вопросы культуры) рассматривает социальные и гуманитарные вопросы.

4.Четвертый комитет (Специальные политические вопросы и вопросы деколонизации) занимается самыми разными политическими проблемами, которые не рассматриваются ни одним другим комитетом или на пленарных заседаниях Ассамблеи, включая вопросы деколонизации.

5.Пятый комитет (Административные и бюджетные вопросы) занимается административными вопросами и вопросами бюджета Организации Объединенных Наций.

6.Шестой комитет (Правовые вопросы) рассматривает вопросы международного права.

Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий. Для координации работы комитетов на каждой сессии образуется Генеральный комитет в составе председателя Ассамблеи, 17 его заместителей и председателей 6-и главных комитетов.

Можно согласиться с ученым А.В. Погорельским[2], который пишет, что Генеральная Ассамблея в ее нынешнем виде больше напоминает дискуссионный клуб из-за обширности ее повестки дня и множества вспомогательных органов, что делает её работу малопродуктивной. Предполагаемая реформа предусматривает необходимость сосредоточения внимания Генеральной Ассамблеи на решении наиболее актуальных вопросов мирового развития.

На протяжении последних лет предпринимаются все более активные усилия с целью сделать работу Генеральной Ассамблеи более целенаправленной и актуальной. На пятьдесят восьмой сессии это стало важной приоритетной задачей. В резолюциях 58/126[3] и 58/316[4], принятых 19 декабря 2003 года и 1 июля 2004 года, соответственно, изложены конкретные меры по упорядочению работы Ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов и повышению роли Генерального комитета.

На счету Генеральной Ассамблеи немало достижений. В 1956 году ей удалось восстановить статус-кво на Ближнем Востоке после Суэцкого кризиса и в ходе его разрешения создать новый эффективный инструмент для сохранения мира – Чрезвычайные вооруженные силы ООН. Эти силы были учреждены для наблюдения за прекращением огня между египетскими и израильскими вооруженными силами, а после заключения соглашений от 18 января 1974 года и 4 сентября 1975 года — для наблюдения за передислокацией египетских и израильских вооруженных сил и патрулирования в буферных зонах, созданных в соответствии с этими соглашениями.[5]

Однако она не смогла оказать влияние и на ход войны во Вьетнаме. На Ближнем Востоке даже проарабский настрой Ассамблеи после войны 1967г. не способствовал переговорам между Израилем и соседними государствами.

В то же время деятельность Ассамблеи не ограничивалась ведением дискуссий. В 1948г. весомым вкладом Ассамблеи явились Всеобщая декларация прав человека[6] и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Хотя Всеобщая декларация не стала юридически обязательным документом, Конвенция о геноциде[7] обрела статус обязательного, так как ее ратифицировали государства – члены ООН. Генеральная Ассамблея приняла также три исключительно важных соглашения по контролю над вооружением: в 1966 Договор о космическом пространстве, в 1968 Договор о нераспространении ядерного оружия и в 1971г. Договор об использовании морского дна.

Возникновение афро-азиатско-арабского блока в 1970-х г., названного Группой 77, в котором превалировали в основном неприсоединившиеся страны, заставило США усомниться в целесообразности политического принципа Ассамблеи «одно государство – один голос». Вопрос заключался в следующем: должна ли глобальная сверхдержава принимать решения органа, в котором равные с ней права имеют государства, представляющие крошечные страны подчас с неграмотным населением, неразвитой экономикой и небоеспособной армией? США, которым предписывалось на 25% содержать бюджет ООН, все больше раздражал тот факт, что такое же право голоса имеет и страна, взносы которой в бюджет данной организации составляют менее 0,1%. Даже сейчас, в 2017 году США снова поднимают этот вопрос. На открытии 74 сессии Совета Безопасности ООН, Дональд Трамп произносит речь в которой откровенно высказывается относительно того, что те взносы, которые они вносят в ООН ,не имеют желаемого результата и США всерьез задумывается ограничить свои траты. С намеком на необходимость в крупной реформе организации.

Поэтому американцы стали выдвигать неформальные предложения относительно введения «взвешенного голосования» с учетом реальной политической силы того или иного государства. Но все эти предложения упирались в невозможность определить критерии политического веса. Поэтому был сохранен принцип «одно государство – один голос», несмотря на опасность того, что сверхдержавы станут игнорировать Ассамблею, действуя либо вне рамок ООН, либо только через Совет .

Как известно в настоящее время назрели проблемы реформирования ООН, однако по всей видимости, реформы ООН должны начаться с более четкого определения полномочий Генерального секретаря. До нынешнего момента эти полномочия, объем, и приоритеты деятельности Генерального секретаря достаточно произвольно определялись теми лицами, которые этот пост занимали. Одни из них делали больший акцент на административных функциях по руководству самой ООН и координации деятельности ее специализированных агентств, другие активнее занимались посредничеством в международных конфликтах, третьи уделяли основное внимание пропаганде идей ООН и мирового федерализма.

Звучит мысль о необходимости ограничения числа сотрудников, назначенных в ООН по политическим мотивам [8]. Хотя в процессе подбора высших чиновников политические соображения неизбежно будут учитываться, эта практика совершенно не обязательно должна распространяться на все категории служащих Организации Объединенных Наций. Нынешняя система квот и разнарядок, когда каждая страна или группа стран стремятся, во что бы то ни стало, заполнить максимальное число доступных позиций на любом уровне, приводит к проблемам с профессионализмом сотрудников.

Существенным преобразованиям должна подвергнуться Генеральная Ассамблея ООН. В настоящее время ее основная роль состоит в том, чтобы выражать мировое общественное мнение по различным вопросам в форме соответствующих резолюций, а также в том, чтобы способствовать неформальным дискуссиям руководителей государств и их министров иностранных дел. Сессии Генеральной Ассамблеи позволяют отдельным государствам привлекать внимание международного сообщества к забытым или замалчиваемым проблемам. Но способности Генеральной Ассамблеи принимать решения сегодня крайне ограничены.

§ 2.2.Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН[9] – постоянно действующий орган Организации Объединенных Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести главных органов ООН.

Решения в Совете Безопасности могут считаться принятыми при наличии голосов не менее девяти членов Совета. Ее решения, так же как и в Генеральной Ассамблеи ,имеют вид резолюции.

За период многих лет существования органа Совета Безопасности, были выработаны определенные стратегии в принятии решений , принципови методов которых ,придерживаются участники в рассмотрении вопросов . Например ,если то или иное государство совершает противоправные действия или нарушает основные догмы и правила Устава ООН ,оно подвергается резкому осуждению всеми участниками .

Реакция Совета на военные действия, это обязательное вмешательство и призыв к перемирию и урегулированию тех или иных вопросов через ООН. Совет Безопасности часто обращается с призывами прекратить военные действия, следит за прекращением огня и выводом войск.

В последние время наиболее популярный методвоздействия на страны – это санкции. В основном экономические ,но иногда затрагивают и другие сферы(политические ,дипломатические). Целью введения данной меры является побуждение отказаться или прекратить от действий несущих опасность для других или если это нарушает права человека.

Как в случае с Ираном[10] . Из-за разработки Ираном ядерного оружия.Для начала воздействия были применены экономические санкции, но учитывая сопротивление и опасность их дальнейших разработок , были применены санкции и в отношении оружия[11] . Несмотря на подписание по итогу договора по ядерной программе Ирана ,с нее пусть и сняли основные экономические санкции ,но Европе до сих пор нельзя торговать оружием с Ираном.

Имеется особый ряд вспомогательных органов ,которые должны следить за исполнением решений совета безопасности. Например, Специальная Комиссия по ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом или Комитеты по санкциям в отношении Югославии.

Но необходимо понимать ,что санкции имеют нежелательные последствия ,ведь накладывая экономические санкции на страну ,которая в итоге отказывается изменить свой курс действий ,приводит к голоду или просто ухудшению жизни мирного гражданского населения.

Совет Безопасности обязан функционировать непрерывно.Его ключевая задача быстрое реагирование и совершение эффективных действий в отношении появившейся проблемы. Это зафиксировано в Уставе ООН. Промежуток между заседаниями , по правилам, не должна превышать 14 дней хотя на практике это не всегда реализуется.Так же один представитель от государства обязательно должен присутствовать в месте пребывания ООН.

Устав ООН наделяет Совет Безопасности следующими функциями:

1. расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

2. выносить рекомендации относительно методов урегулирования указанных споров или условий их разрешения;

3.вырабатывать определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации о необходимых мерах;

4. в целях предупреждения или прекращения агрессии призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы;

5.предпринимать военные действия против агрессора;

6. выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда;

7. осуществлять функции ООН по опеке;

8. рекомендовать Генеральной Ассамблеи кандидатуру на пост Генерального Секретаря;

9. выбирать судей Международного суда (совместно с Генеральной Ассамблеей).

В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год.

На практике деятельность Совета Безопасности по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.

Наиболее острые дискуссии разгорелись в ООН по поводу преобразования Совета Безопасности. Реформа Совета Безопасности ООН подразумевает разнообразные предложения, включающие в себя процедурные реформы, такие, как его расширение, ограничение права вето, имеющееся у пяти постоянных членов.

Реформирование Совета Безопасности ООН, является необходимым условием возрождения системы коллективной безопасности, но реализация проектов и предложений по реформированию данного органа, выдвигаемых различными государствами или группами государств, их учеными и политическими деятелями, выработка единой концепции реформы представляется в настоящее время маловероятной. В первую очередь из-за противоречий между государствами по различным аспектам реформы и несогласия постоянных членов Совета Безопасности относительно кандидатур государств, претендующих на дополнительные постоянные места в Совете.

Существуют три принципа[12], на которых базируется главенство в Совете Безопасности.

Первый – это итоги Второй мировой войны, которые обеспечили победителей особым правом «вето». Для многих отмена или расширение количества участников государств обладающих этим особым правом будет означать забвение победителей в самой кровопролитной войне в истории.

Второй момент, в отношении Германии и Японии по-прежнему действуют ограничения их суверенитета, установленные после Второй мировой войны.

И наконец третий принцип – это распределение ядерного оружия, которое сложилось после подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. Иными словами, пять постоянных членов Совета Безопасности являются пятью легальными ядерными державами. Изменение числа поставило бы вопрос возникновения споров о распространении ядерного оружия в других странах, а это увеличиваетопасность начала необратимой катастрофы.

Думаю, можно еще выделить четвертую проблему, почему расширить количество участников нежелательно. Договориться 5-ти странам проще, чем придти к согласию 20-ти. А если все 20 имеют право «вето»? Одно дело, когда есть принципиальные вопросы для малого круга стран, они смогут в отдельных встречах, приди к согласию, другой дело, если это постоянные споры без итога. Плюс расширение отразится на быстроте принятия решений, а для ООН, время – это человеческие жизни.

Компактность Совета Безопасности – одно из непременных условий оперативности и целенаправленности его работы. Он должен оставаться в XXI в. подлинной сердцевиной ООН. Перспектива превратиться в разбухший «дискуссионный клуб» ему противопоказана.

Глава 3. Проблема государственного суверенитета

Люди существуют и группируются в народы, народы в свою очередь управляются государствами ,у государств есть правительство. Суверенитет является атрибутом всех государств независимо от их ориентации или происхождения. То ,что называется национальным суверенитетом является государственным суверенитетом, независимо от того является ли граждане нации носителями суверенитета, независимо от того, что дает легитимность правительству и от Народной воли. Этот вопрос является сугубо внутренним делом каждой страны и внешние субъекты не имеют права вмешиваться и, тем более ,высказываться по этому поводу[13] .Хотя это обычная практика, давление со стороны министерства иностранных дел .Большинство государств ,особенно молодых, которые получили свою независимость в результате деколонизации, начиная с конца 1940-х годов, форсировали увеличение значения государственного суверенитета, в целях повышения безопасности защиты прав человека и обеспечения устойчивого развития.

Многие африканские и азиатские страны достигли независимости в ходе обширной и затяжной националистической борьбы. Руководители этих движений в итоге помогли создать новые государства и сформировать основополагающее принципы их внешней политике. Это обуславливает их ревностное отношение к собственным границам и агрессию в отношение вмешательства в их введение политики ,как внутренней так и внешней.

Даже самое поверхностное понимание колониальной истории позволяет легко понять, почему независимость так драгоценна.

Эту точку зрения наиболее полно выразил президент Алжира Абдельазиз Бутефлика во время пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН 1999 года (на котором Кофи Аннан и призвал к ответственности по защите прав человека): «Мы не отрицаем, что Организация Объединенных Наций имеет право и обязанность помогать страдающему населению; тем не менее, мы остаемся крайне чувствительны к подрыву нашего суверенитета не только потому, что он наша последняя защита против правил неравного мира, но и потому что мы исключены из процесса принятия решений в Совете Безопасности»

Сохранение государственного суверенитета – идея заключается в том, что каждое государство обладает абсолютной властью над определенной населением, а так же над территорией на которой оно проживает, и должно быть свободным от вмешательства из вне . Как организационный принцип ,это обеспечивает очевидные преимущества в рамках межгосударственной системы . Это дает новым, менее мощным государствам равную юридическую основу и место в международной таблице наряду с более мощными и влиятельными государствами. Это так же гарантирует определенный порядок и предсказуемость.

Кроме того, международное сотрудничество существует в результате соглашений между суверенными (независимыми) государствами – осуществляется обмен письмами, взлеты и вылеты, неуклонно растет число торговых связей и соглашений ,но, к сожалению, предусмотрено мало средств для санкционирования решений государств не выполняющих эти соглашения. Они могут просто отказаться от своих обязательств. Например, соглашение в уставе ООН о неиспользование военной силы, кроме как с разрешения Совета Безопасности или в целях самообороны ,игнорируется большим количеством стран и практически не несут никакой ответственности за это. Тем не менее, по мере того, как народы и государства мира становятся более морально взаимосвязанными ,возрастает потребность в более эффективном международном управлении. Терроризм, ВИЧ\СПИД, экономические кризисы , перемещение беженцев, распространение ядерного оружия и изменение климата создают угрозы, которые глобальны по своим масштабам и не могут рассматриваться государствами, действующими индивидуально, для защиты только своих граждан или территории.

Сегодняшний мир- это мир глобального путешествия. Для того что бы остановить распространение инфекционной болезни на своей собственной территории, государство должно также тратить определенное количество энергии и ресурсов на предотвращение распространения болезни в других государствах. Некоторые могут рассматривать такое действие, как моральный императив, но это так же является практической необходимостью. Поскольку народы становятся не только взаимосвязанными ,но и взаимозависимыми (что означает ,что их отношения становятся достаточно чувствительными, что их собственное благосостояние в значительной степени зависит от решений других), требования часто увеличиваются для более надежного международного управления, что подрывает представления о государственном суверенитете и адаптации . В результате взаимозависимости некоторые вопросы ,которые ранее считались внутренними и несущественными ,стали определятся ,как международные значимые из за многочисленных транснациональных проблем, как материального так и морального характера. Тем не менее, даже в контексте взаимозависимости, большинство стран неохотно передает полномочия международным организациям, в том числе и ООН. Примером может служить церемониальный жест администрации Джорджа У. Буша в 2001 году, с тем, что бы аннулировать подпись последнего своего предшественника Римского статута, учреждающего Международный Суд (МУС).

Конфликты и появление ядерного оружия являлись серьёзной причиной для реформы и улучшения работыМеждународной организации. Для того что бы защитить мир ,за который все заплатили большую цену. Во вдохновляющих словах Преамбулы Хартии роль ООН заключалась в том ,что бы «спасти последующие поколения от бедствий войны, которые два раза в нашей жизни принесли человечеству огромную печаль».

Несмотря на первоначальное единодушие , произошло разделение холодной войной между США и рядом западных стран ,а так же советским блоком, что привело к чрезмерному использованию права вето ,что в свою очередь мешало совету безопасности действовать, рационально устранять угрозы миру и безопасности. Медовый месяц после холодной войны в конце 1980-х и начале 1990-х годов предполагал краткий проблеск надежды на то ,что Совету Безопасности будет разрешено выполнять свой мандат по восстановлению и поддержанию международного мира и безопасности. Но озабоченность государственным суверенитетом вскоре еще раз ограничила действия Совета Безопасности, хотя использование права «вето» уменьшилось. Окончание «холодной войны» таким образом не привелони к концу истории, ни к концу географии каким либо значимым образом ,а скорее к широкомасштабному возрождению неприкосновенных представлений о суверенитете, главным бастионом которого остается ООН.

После событий 11 сентября 2001 года был короткий момент, когда США казалось, поддерживали весомую роль ООН на мировой арене. В своем стремлении добиться международной поддержки в борьбе с террором, администрация Буша быстро растратила глобальную добрую волю, которую породили атаки . Он превзошел даже купол администрации Рейгана, с точки зрения его критики ООН и готовности прибегнуть к односторонности для претворения в жизнь суверенных прерогатив. Таким образом, ведущие страны подают пример только зародившимся государствам, реагировать на внешние советы или помощь с определенной долей недоверия или даже агрессией.

Глава 4.Резолюции Совета Безопасности

§ 4.1.Резолюция №1973

Самая неоднозначная резолюция принятая Советом безопасности ООН, была утверждена в 2011 году в отношении Ливии. Официальной причиной названа гражданская война в Ливии, которая началась 15 февраля 2011 года.

Столкновения проходили между правительственными силами и повстанцами, которые требовали отставки правительства и свержения ливийского лидера Муаммара Каддафи.

В ходе конфликта сформулированы две версии событий.

Первая (версия ливанского правительства) , говорит о том, что конфликт был специально спровоцирован из вне, так как Ливия обладает серьезным ресурсным потенциалом (снабжает нефтью европейские страны) и Западные страны во главе с США стремятся в личных целях использовать страну ,превратив ее в подобие Афганистана и Сомали.

Вторая (страны принявшие резолюцию), обосновывает свои действия несением демократии в страну и защитой прав мирных граждан. Уже к 24 февраля число погибших в столкновениях превысило 2 тысячи человек.

17 марта 2011 года Советом Безопасности ООН была принята резолюция №1973. Ее основными положениями были:

1. «немедленное прекращение огня и насилия в отношении мирного населения Ливии». На деле это был прямой приказ отказаться от борьбы правительственным силам Ливии.

2.В Ливии объявлялась «бесполетная зона». Это положение было сформулировано так ,что никакие самолеты не могли пролетать над Ливией или в нее, точнее это не давало государственным силам Ливии использовать свою авиацию. Но ,что касалось других стран, которые входили в антиливийскую коалицию, запрет на них не рассматривался.

3. Атниливийская коалиция имеет права досматривать весь транспорт и все склады на предмет оружия.

4. Антиливаийская коалиция имеет право на абсолютно любые действия внутри страны.

5. Полностью замораживались все активы руководства Ливии.

Резолюция примята 10 голосами «за»,5 воздержались (среди них страны, обладающие правом «вето», – Россия и Китай).
{tmsr2}

§ 2.2.Резолюция №1929

Напряжение в отношениях Ирана с США и странами Запада началось после Исламской революции 1979 года. Импульсом для начала действий стала -ядерная программа, которая активно разрабатывалась в государстве. У Ирана и раньше были проблемы с отдельными странами и их санкциями ,но после предоставления досье по ядерной программе на рассмотрение в ООН, данная политика увеличилась в масштабах. Возникла реальная угроза, которая объединило мировое сообщество (Совбез и ЕС).

С приходом к власти в Иране президента Махмуда Ахмадинежада отношение Тегерана к Западу сменилось. В связи с этим обострялись противоречияс Соединенными Штатами . Возникли проблемы и с главным торговым партнером Ирана – Европейским союзом. Несмотря на общие торговые отношения и определенного оппозиционного взгляда на воззрения США относительно Ирана , Европа присоединилась их санкциям.

Первым решением относительно ядерной программы Ирана было предупреждением от совета директоров МАГАТЭ от 4 февраля 2006 года. В нем был установлен ультиматум ,если Тегераном не прекращается обогащение ураном, дело передается в руки Совета Безопасности ООН.

Иран решил проигнорировать ультиматум. На протяжении всего конфликта Советом Безопасности было принято 6 резолюций в отношении Ирана. Первая не носила санкционный характер, а была предупреждением(№1696). Остальные вводили конкретные санкции экономического плана.

Резолюция №1737вводила арест на счета и компании, которые были связанны с ядерными разработками ИР. Она давала Ирану 60 дней на прекращение ядерной деятельности, угрожая ужесточением санкций. И Иран снова проигнорировал резолюцию.

Далее по порядку принимались резолюции №1747, №1803, №1835.Они ограничивали торговлю Ирана с другими странами в сфере энергетики, запрещали ввоз и вывоз вооружения с территории ИР, усилились ограничения на оборот и вывоз финансовых средств физических и юридических лиц.

Шестая и последняя резолюция Совета Безопасности № 1929 была утверждена 9 июня 2010 года. Она наложила запрет на любую торговую деятельность Ирана с другими странами, связанную с обогащением урана, других ядерных веществ или технологий. Странам участницам ООН запрещалось торговать любым вооружением с Ираном.

Резолюциипородили санкционную реакцию, государства начали в одностороннем порядке ограничивать товарные и дипломатические отношения с Ираном. Даже Всемирный Банк ,как организация, отказался от каких либо контактов с институтами и организациями внутри Ирана. Под санкции попадал не только Иран, но и те страны, которые продолжали товарообмен с ним.

Санкции 2011 — начала 2012 года вводились против Ирана с двумя целями. Это делалось, с одной стороны, для создания препятствий на пути развития ядерной программы, а с другой — для прекращения помощи Тегерана сирийскому правительству.

Это была жесткая ,но в значительной мере обоснованная мера. Все что касается ядерной проблематики, заслуживает пристального внимания и немедленной реакции. Потому что в конечном итоге это может отразиться на международной безопасности . Да, Иран столкнулся с экономическими трудностями. Возможно, существовал другой путь обеспечения международной безопасности. Но Тегеран не шел на диалог, не было дипломатических встреч и предложений, которые могли бы успокоить мировое сообщество.

Заключение

В данной работе была рассмотрена Организации Объединенных Наций ,ее основные проблемы и реальные действия резолюций Совета Безопасности.

Организация Объединенных Наций- это международная организация ,созданная суверенными государствамипосле Второй мировой войны, для поддержания мира и безопасности, а также для развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

С развитием глобализации, ООН все сложнее справляться с новыми проблемами. Она отчаянно нуждается в реформации, но, к сожалению, на данный момент нет идей, как ее реформировать бесконфликтно, не ущемляя права других.

В силу своей важности в глобальном мире ,ООН категорически нельзя увеличивать количество участников в Совете Безопасности, так как это отразиться на скорости принятия решений и качестве выполнения ее работы. Так же нельзя отказаться от неравного права на «вето», иначе это повысит вероятность военных конфликтов ,а так же унесет в прошлое болезненную память о Второй мировой войне. В дополнении к этому поднимется вопрос о ядерном вооружении, что в свою очередь только увеличит опасность Третьей мировой воны с использованием оружия массового уничтожения. И что самое основное, ООН никак не может тягаться с государственным суверенитетом, который как никогда актуален и ревностно защищается. Ведь даже в вопросах экологии, рекомендации ООН полностью игнорируются, государства не хотят их выполнять в силу дополнительных затрат и международное сообщество не в силах повлиять на их нежелание.

Список источников и литературы.

1.А.Ю.Сидоров,Н.Е. Клейменова. История международных отношений 1918-1939.- М.,2008.

2.А.В. Фененко .Современная история международных отношений 1991-2016.- М.,2017.

  1. Tomas G.Weiss What’s Wrong with the United Nations and How to Fix It – UK.,2008;
  2. http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/

5.Н.М. Добрынин. Государственный суверенитет в контексте современных тенденций глобализации: право или привилегия?.М.,2015.

6.Гринь А.Н. Cуверенитет: эволюция представлений.

7.Заемский В.Ф. ООН и миротворчество.- 2008.

8.www.un.org

9.http://economic-definition.com/Global_Institutions

10.https://studwood.ru/1313206/ekonomika/evolyutsiya_mirotvorcheskoy_deyatelnosti

[1] http://www.un.org/ru/ga/about/background.shtm

[2] А.В. Погарельский. Проблемы и направления реформирования ООН в условиях новых глобальных вызовов.2009.

[3] http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/58/126

[4] http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/58/316

[5] http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/middle2.htm

[6] http://www.un.org/ru/sections/universal-declaration/history-document/index.html

[7] Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него

Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 года

[8] ЗЛОКАЗОВА Наталья Евгеньевна. Реформа Совета Безопасности ООН: основные сценарии и проблемы

[9] http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-v/

[10] Резолюция №2231(2015)

[11] Резолюция ООН №1970

[12] А.В.Фенко. Современная история международных отношений 1991-2016

[13] Thomas G.Weiss. What’s wrong whith the United Nations and how to fix it(2008){tmsr2}