Молодежь 2030

Роль молодёжи в построении межкультурного диалога в РФ

Печать

В современном глобализирующемся мире, где происходит стирание границ, проникновение передовых технологий в жизнь каждого человека, понятия о сохранении идентичности нации, этноса, национального меньшинства и своеобразия их культур остаются актуальны.


Так, согласно положению Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии:
«В нашем обществе, которое становится все более разнообразным, следует обеспечить гармоничное взаимодействие и стремление к сосуществованию людей и сообществ с плюралистической, многообразной и динамичной культурной самобытностью. Политика, поощряющая интеграцию и участие всех граждан, является залогом социальной сплоченности, жизнеспособности гражданского общества и мира. В этом смысле культурный плюрализм представляет собой политический ответ на реалии культурного разнообразия. Культурный плюрализм, неразрывно связанный с демократией, создает благоприятную среду для культурных обменов и расцвета творческих способностей, питающих жизненные силы общества» (Статья 2. «От культурного разнообразия к культурному плюрализму»).

{tmsr1}


Провозглашая демократические ценности каждая страна мира становится на пути построения конструктивного диалога между жителями этого государства, не взирая на этническое происхождение, вероисповедание, социальное положение, физические особенности каждого гражданина.


Тем не менее, смотря на карту мира мы видим множество конфликтов, в числе которых особое место занимают межэтнические и межконфессиональные, например, ситуация на Ближнем востоке (в частности в Сирии, Израиле и Палестине) очевидным образом влияет на увеличение потоков мигрантов в европейские страны и приводит к возникновению конфликтов между коренным и пришлым населением; даже внутри таких мощных государств как США и КНР существуют очевидные сложности в отношении вопросов взаимодействия различных этносов: взаимоотношение ханьского и неханьского населения, то есть уйгур, тибетских народов с титульной нацией в КНР; в США – это исторические проблемы взаимодействия с латиноамериканским и афро-американским населением. Не говоря уже и о локальных конфликтах в Юго-Восточной Азии, к примеру, проблем хуацяо (китайцев-эмигрантов) в Индонезии и Малайзии, или же возникших проблем на постсоветском пространстве между дружественными нам народами армянами и азербайджанцами, каракалпаками и узбеками и тд.


К сожалению, нужно констатировать тот факт, что Российская Федерация также испытывает ряд проблем, касающихся межэтнического взаимодействия. Начиная от обыденного непонимания национального состава нашей страны, мы можем вспомнить и сложную ситуацию на Северном Кавказе, которая перешла к современной России с времен существования Российской Империи. Не потеряли и свою актуальность вопросы положения ряда республик, входящих в РФ. Так, возникновение таких очагов в нашей стране не является чем-то новым, другим доказательством этому служат и события революции 1917 г., столетие которой праздновалось в этом году. Наряду с земельным, рабочим вопросами ключевым являлся и национальный, включавший в себя, в том числе необходимость разрешения сложных отношений между разными народами.


Другими словами решение данного вопроса требует наиболее тщательной проработки как со стороны правительства, так и со стороны гражданского общества, потому как зарождение или же продолжительное существование подобного рода конфликтов может нанести очевидный ущерб как жителям страны, так и государственности в целом.


Одним из необходимых средств, призванных устранить напряженность между этносами, которых в РФ насчитывается более 190, можно считать построение эффективного межкультурного диалога – развивающегося, протекающего в рамках взаимного уважения процесса интерактивного обмена между индивидами, группами, организациями с различными культурными корнями и мировоззрениями.Автором предлагается уйти от использования термина «толерантность»,что в переводе означает терпеть чью-то позицию, веру, мировоззрение.Так, для решения проблем внутренней коммуникации между различными этносами и конфессиями необходим диалог, то есть конкретное действие, а не просто феномен так называемой «толерантности».

Однако уровни проведения такого диалога могут быть различны, в данном контексте необходимо подчеркнуть роль молодого поколения в построении здоровых межкультурных взаимоотношений.


Именно на плечах современной молодежи лежит задача создания эффективных площадок для общения разных народов, так уже сейчас в социальных сетях мы можем встретить группы, которые с разных сторон освещают эту проблему, и вносят важный вклад в создание образа того или иного народа. Важно отметить и вопросы, связанные с образованием молодого поколения по национальному составу страны. Стимулирующим фактором служат также и различные научные и культурные мероприятия, иллюстрирующие многонациональный состав страны. Действительно, наиболее доступным направлением для проведения межкультурного диалога является культура, ведь «язык искусства универсален, он понятен всем», поэтому включение молодежи в культурные проекты – одно из необходимых решений на пути к единству, многонациональности и поликультурности. Более того, закреплениемежкультурного диалога в законодательной системе РФ выступает как одно из эффективных решений по внедрению данного инструмента в государственную и общественную практики.
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть важность взаимодействия молодого поколения в пространстве межкультурного диалога, потому как именно молодежь является ключевым игроком на пути его совершенствования. 

{tmsr2}